Нужна ли реклама обществу?

03-03-11 | категория: Психология в рекламе |

Tweet

Дмитрий Чернышев, креативный директор Sorec-Media, размышляет о том, что станет с обществом, если исчезнет наша "любимая" реклама.
У Тимура Бекмамбетова была теория: в начале 90-х, когда все в стране было плохо, когда от империи откалывались куски, когда каждый день СМИ сообщали о новом заказном убийстве, когда полки магазинов были пусты и миллионы людей остались без работы... именно реклама спасла страну от окончательного развала, хаоса и гражданской войны. Потому что только в рекламе были улыбающиеся и счастливые лица.

Реклама - двигатель торговли и локомотив экономики. А давайте попробуем представить, что произойдет, если завтра любая реклама (телевизионная, радио, наружная, реклама в прессе и в интернете, et cetera) будет запрещена. Мы помним, что СССР практически обходился без рекламы, но что произойдет в капиталистическом (или относительно капиталистическом) обществе? Кто проиграет, и кто выиграет от этого?

Дело в том, что реклама занимается несколькими крайне вредными для общества вещами.

Во-первых, реклама заставляет людей покупать огромное количество совершенно ненужных им вещей. Да. Человек крайне закомплексованное и внушаемое существо. И производители товаров этим пользуются.

Кто пострадает: производители огромного количества ненужной фигни, которые исключительно зависят от рекламы - например, кока-кола, средства для похудания и ращения волос, индустрия моды, производители фритюрниц и фондюшниц (посмотрите, сколько хлама у вас в квартире, которым вы пользовались пару раз, а потом убрали на антресоли). Сильнейший удар будет нанесен по аптечному бизнесу - девять десятых рекламируемых медикаментов в лучшем случае являются плацебо (напоминаю, что реклама рецептурных препаратов запрещена).

Кто выиграет: потребитель. Он сэкономит огромное количество времени, денег и сил.

Во-вторых, товары станут дешевле. Например, в себестоимости парфюма или одноразовых лезвий как минимум 50% - рекламные расходы. Только США тратит на прямую рекламу ежегодно более $160 млрд. (для сравнения - Роскосмос обещает за $40 млрд. послать человека на Марс). Куда пойдут эти деньги? Путей продвижения у производителей будет немного: прежде всего - улучшать дизайн и качество продукта. Будет крайне высоко цениться мнение и лояльность потребителя. И будет невозможно закрыть недостатки товара яркой рекламной кампанией.

Важный вопрос - что произойдет с теми, кто очень сильно зависит от рекламы? Например - телевидение. Телевидение станет платным. Зато вы сможете смотреть кино, которое не будет постоянно прерываться рекламными блоками.
И облик городов резко выиграет от того, что исчезнут тысячи рекламных щитов.

И, в-третьих, - самое главное. Реклама очень активно изменяет мир. Причем изменяет его не в лучшую сторону, прививая крайне вредный стереотип: иллюзию того, что счастье можно купить (в том, что это не совсем так, можно убедиться просто сравнив лица, например, наших депутатов с лицами, ну скажем... непальских нищих).

Итого: от тотального запрета рекламы накал крысиных гонок (потребляй, потребляй, потребляй) уменьшится. Количество производителей одноразовой ненужной ерунды сократиться - а ресурсы планет далеко не безграничны. Выиграем все мы.

Конечно, немного жалко рекламистов. Как жалко извозчиков, водовозов и производителей перфокарт.

mi3ch.livejournal.com



Оставить комментарий

(без регистрации)