Рейтинг украинских продуктовых розничных сетей

22-09-10 | категория: Статистика и анализ | теги: , ,

Tweet

В пятерке крупнейших украинских продуктовых розничных сетей произошли изменения. Французская Auchan по результатам прошлого года обошла "Велику кишеню" и впервые вошла в топ-5. А украинская сеть дискаунтеров "АТБ-маркет" потеснила со второго места немецкую Metro C&C. При активном развитии Auchan и "АТБ-маркет" смена лидеров рынка была прогнозируемой, говорят эксперты.

Консалтинговая компания GT Partners Ukraine опубликовала отчет о финансовых результатах розничного рынка Украины по итогам 2009 года. По данным компании, его объем составил 229,855 млрд грн (против 243,898 млрд грн в 2008 году). На долю 20 крупнейших розничных операторов пришлось 26% рынка, а доля первой десятки составила 23%. Для сравнения, в Венгрии доля десяти крупнейших сетей составляет 88%, в Словении – 99%, в Германии первая пятерка операторов занимает 65%. "Украина – развивающийся рынок, его пока трудно назвать высококонсолидированным. Темпы роста розничной торговли до кризиса составляли около 25%, тогда как в развитых странах, например, в Западной Европе, этот показатель не превышал 4%",– говорит генеральный директор GT Partners Ukraine Игорь Гугля.

Рецессия отразилась не только на снижении товарооборота и оптимизации ассортимента магазинов, но и на количестве открываемых ритейлерами торговых точек. По данным GT Partners Ukraine, в 2009 году количество открытых магазинов цивилизованной розницы уменьшилось на 40% и составило приблизительно 2,32 тыс. Наибольшее их количество было на востоке страны – 37% от общего числа открытых магазинов. Далее идут Западная (18%), Южная (17%), Северная вместе с Киевом (15%) и Центральная Украина (13%). До 2008 года число магазинов ежегодно увеличивалось на 15-25%.

Экономический кризис существенно изменил топ-5 продуктовых операторов Украины. Занимавшая пятое место последние три года сеть "Велика кишеня" уступила позиции французской сети Auchan, чья доля в общем розничном товарообороте составила 2,46% (см. таблицу). Ухудшил свои позиции немецкий ритейлер Metro C&C, за год опустившись со второго места на третье. Его доля составила 3,65%. Сеть дискаунтеров "АТБ-маркет" с долей 3,87% поднялась на второе место. Четвертое место занимает "Фуршет" – 2,7%. Неизменным лидером рынка на протяжении нескольких лет остается Fozzy Group с долей 4,95%.

Смена лидеров рынка была прогнозируемой, говорят эксперты. "Увеличить долю рынка смогли компании, имевшие средства для развития и небольшую долговую нагрузку",– говорит директор инвестиционно-банковского подразделения ИК Dragon Capital Андрей Пивоварский. По его словам, в прошлом году Auchan значительно увеличила количество торговых площадей (сейчас объединяет 8 гипермаркетов.–Ъ), купив у сети "Окей-Украина" три магазина. В прошлом году сеть "АТБ-маркет" открыла около 80 магазинов. "К тому же во время кризиса потребители предпочитали компании, избравшие политику низких цен, к которым как раз относятся Auchan и АТБ-маркет",– добавляет господин Гугля. Потерю позиций Metro C&C эксперты поясняют тем, что компания не смогла вовремя переориентироваться. "Кризис очень сильно задел средний и мелкий бизнес, который и был целевой аудиторией Metro C&C",– поясняет господин Пивоварский.

Эксперты прогнозируют, что по итогам 2010 года пятерка значительно не изменится. "В следующем году Auchan может потеснить Metro C&C и войти в тройку лидеров. У французской сети такая политика – в короткие сроки занять лидирующие позиции на рынках, куда она выходит",– говорит господин Пивоварский. С ним согласен господин Гугля: "Если Auchan будет продолжать агрессивную политику, она сможет занять и второе место".
kommersant.ua



Оставить комментарий

(без регистрации)