“Беспроцентый” кредит – Правда?
14-01-10 | категория: Психология в рекламе, Статистика и анализ | теги: ритейл
TweetМногие торговые сети обманывают покупателей, не раскрывая всю информацию о так называемых "нулевых" кредитах. Товар предлагают в кредит под 0 %, а то и вовсе без кредита - в рассрочку. Впрочем, невнимательный покупатель платит намного больше, чем "ноль".
Каждый год крупные сети магазинов предлагают покупателям "нулевые" кредиты, и каждый год множество внимательных клиентов выявляют скрытые платежи, страховые и комиссионные выплаты, о которых банк сообщает лишь в процессе оформления кредитного договора. Издание советует обратить внимание на детали, чтобы потом не сожалеть о покупке.
Проведенное этим летом исследование немецкого Института товарных испытаний показало, что только в 40 % случаев магазины действительно предлагают своим клиента настоящую "нулевую" рассрочку. В остальных случаях – либо присутствуют скрытые платежи, либо навязываются услуги банков, которые бесплатными не могут быть изначально. Если так устроен этот бизнес в Германии, можно представить, что творится в Украине.
0 % честности
Разные магазины подходят к кредитованию на свои товары по-разному: кто-то открыт перед своими клиентами, и сразу информирует, что за купленные в кредит товары в результате придется немного переплатить. Иные сети, наоборот, пытаясь завлечь покупателя обещают золотые кредитные горы, и до последнего момента умалчивают о подводных камнях таких покупок.
Так, сеть Comfy предлагает разбить платеж за стиральную машину или телевизор на 10 месяцев. Согласно рекламе, покупатель, заинтересовавшийся машиной за 1888 грн, может платить по 189 грн каждый месяц. Но оказалось, что рассрочки в Comfy просто нет. Так называемая "рассрочка", которую предлагает сеть от своего имени, оказалась услугой представления потребительского кредита от банков, которые присутствуют в магазинах.
Разница между рассрочкой и кредитом заключается в том, что рассрочка просто позволяет "растянуть" выплату за товар на определенный период, без привлечения банка. В случае же оформления кредита покупатель берет взаймы у банка нужную ему сумму под проценты. Соответственно, в Comfy вместо заключения простого договора рассрочки с торговой сетью, покупателю предлагают оформление полного пакета документов для получения кредита, с открытием необходимых счетов в банке и соответствующими накладными расходами.
"Дело" также сообщает еще о нескольких "подводных камнях" акций Comfy. Кроме того, что "рассрочка" распространяется лишь на определенный набор товаров, и предоставляется она не на 10 месяцев, а всего на 5 (в результате сумма ежемесячных выплат подскакивает вдвое), существуют также страховка к кредиту, плата за гарантию и НДС, в результате, согласно жалобе покупателя ноутбука, он обошелся ему не в 3555 гривен, а почти в 4300 гривен.
Банковские сюрпризы
Сеть "Эльдорадо" решила порадовать покупателей нулевым кредитом. Судя по рекламе, в этом случае товар тоже предоставляется как бы "в рассрочку". В данном же случае магазин и "Приватбанк", кредитующий покупателей бытовой техники, умалчивают о так называемом платеже "за пользование кредитом", который вносится каждый раз при внесении денег.
"Технополис" предлагает также рассрочку на 5 месяцев под 0 %, но первую часть платежа за товар (до 40 % суммы) приходится вносить сразу же, к тому же здесь, как и в Comfy, придется заключать договор с банком и оформлять кредит, выплачивая, кроме ежемесячных платежей, еще и страховку.
Кредит кредиту рознь
Сеть "Фокстрот" сразу заявляет о том, что для предоставления кредита на покупку бытовой техники покупателю потребуется, кроме паспорта и идентификационного кода, справка о доходах за последние 6 месяцев и документ с места работы. В "Фокстроте" сразу сообщают, что кредит не может превышать 2500 гривен. В сети не скрывают сотрудничества с банком. Так, для получения рассрочки покупателю все же придется разместить имеющуюся сумму в "Приватбанке" на 3 месяца и регулярно пополнять ее. Однако банк обещает, что в этом случае клиент даже выиграет, получив 5 % снижение стоимости товара по сравнению с обычной покупкой.
Трудный год
Впрочем, сложный для ритейла 2009 год вряд ли располагает к излишней открытости в общении с клиентами, и уж тем более к снижению цен. По мнению опрошенных "Делом" экспертов, декабрьская выручка ритейловых сетей упала как минимум в два раза по сравнению с декабрем 2008-го при том, что расходы на аренду и персонал остались на прошлогоднем уровне.
Издание советует потребителям, желающим сэкономить, читать уточнения к договорам, написанные мелким шрифтом, в которых зачастую и скрываются неожиданные проценты, а также минимально разобраться в механизме кредитования. Кроме того, следует помнить, что настоящих "нулевых" кредитов в природе не существует, а реклама о товарах со 100%-й скидкой под 0 % годовых зачастую является всего лишь маркетинговым приемом. Внимательно уточняйте условия кредитования в сетях, ведь, как пишет "Дело", лишь в одной сети условия соответствуют заявленным.