Будущее телевидения: Мнение экспертов
27-07-10 | категория: Интернет-реклама, Реклама в СМИ, Статистика и анализ | теги: celebrity, Новые медиа, ТВ
TweetАбоненты «Стрим ТВ» в Москве и Московской области с конца июля могут смотреть на экране телевизоров видеоролики, размещенные на YouTube. Ожидается, что вскоре к YouTube добавятся другие видеохостинги. Аналогичную услугу собирается предложить «Вымпелком». Компании Sony и Logitech собираются к концу года выпустить специальные телевизоры и приставки, позволяющие искать видео в интернете и просматривать его на экране. Все больше пользователей смотрят интересующие их телепрограммы не включая телевизора — компьютера для этого вполне достаточно.
Forbes попросил известных телевизионных деятелей оценить, как изменится телевидение после проникновения на экраны ТВ контента из интернета — и наоборот. Что и на чем мы будем смотреть в ближайшее время? Умрет ли телевидение, и если умрет, то когда? Что вообще будет с телевидением через 10 лет? На этот вопрос ответили Леонид Парфенов, Ксения Собчак, Ольга Шелест, Тимур Родригез и др.
Леонид Парфенов, журналист, телеведущий
Так или иначе, зритель будет смотреть экранный электронный контент. Сейчас на телевидении не хватает профессионалов даже на три с половиной федеральных телеканала, даже там так редки открытия. Очевидно, продукт, выдаваемый сегодня, является максимальным. Вопрос в том, что смотреть... Интернет-ресурсы не исключение: там тоже смотреть нечего. Да, есть случаи, когда какой-нибудь храбрый гражданин отважно воюет с чиновничьей мигалкой и выкладывает отчет о своем гражданском подвиге в интернете. Но можете ли вы припомнить хоть какой-то материал из официального или неофициального телевидения, который действительно бы вас потряс в последнее время, заставил прильнуть к экрану, поделиться с другими и обсуждать? По-моему, за весь 2010 год, кроме двух-трех роликов с YouTube и сериала «Школа», ничто не имело большого общественного резонанса.
Главная проблема в том, что нет авторов. И даже если будет тысяча каналов, которую нам обещают, откуда возьмутся хотя бы 5000 телевизионщиков, по пять на канал, производящих продукт, интересный обществу?
Ксения Собчак, телеведущая
Телевидение будет востребовано всегда, вне зависимости от того, насколько возрастет количество просмотров на мобильных носителях. А вот его содержание изменится существенно, как только телевидение станет цифровым. Я с нетерпением жду этого. С цифровым телевидением придет новая телевизионная действительность. Мы сможем получать по-настоящему качественный продукт. Каналов станет значительно больше, а их качество будет улучшаться.
Антон Комолов, радио- и телеведущий
Я думаю, что в нашей стране еще очень долгое время люди будут смотреть телевизор в силу экономических причин и в силу нашего менталитета. Я говорю о населении в целом — конечно, читатели журнала Forbes в ближайшие пять-десять лет перейдут на другие гаджеты. Контент станет более нишевым, более емким. Думаю, и сами каналы станут более нишевыми, с более узкой направленностью, так, как это есть во всем мире. Другое дело, что рекламный рынок не безграничен и часть каналов не будут эфирными в нынешнем понимании этого слова. Потому что держать телевизионный канал, а тем более на такую большую страну — дорогое удовольствие. В общем, будущее за нишевыми каналами, которые будут иметь и интернет-версии.
Светлана Сорокина, журналист, теле- и радиоведущая
Интернет представляет собой индивидуальное СМИ — здесь каждый смотрит то, что хочет. Поэтому и телевидение будет становиться более индивидуальным. Человек сам сможет составлять для себя программу. Если сегодня многие выстраивают свой режим дня исходя из программы телепередач, то в самое ближайшее время настанет пора составления собственной программы. Мы будем смотреть новости, сериалы, любимые программы тогда, когда нам это будет удобно.
Сергей Доренко, главный редактор радиостанции РСН
Люди любят, когда перед ними есть широкий выбор. Поэтому телевидение станет неким хабом контента. Оно вынуждено будет создать некие поисковые «верстальные» машины типа «Яндекса» и Google.
Будет телезритель, который просто возьмет все у Первого канала, будет телезритель капризный, который захочет чего-то особенного, а будет тот, кто захочет увидеть запретное и неизданное. Первому каналу придется создать верстальную машину, которая будет собирать как будто бы произвольный контент, но при этом за этой версткой будут строго следить.
Вот как будет выглядеть будущее телевидения: безграничное количество контента и якобы свобода выбора. Свобода выбора всегда ложь, ведь даже в интернете вы просматриваете первые две страницы, выданные поисковиком, вы же не открываете двадцать пятую страницу.
Тимур Родригез, радио- и телеведущий, шоумен
Мне не хотелось бы делать никаких прогнозов: не хочется никого разочаровывать или обнадеживать. Я по-прежнему верю в магическую силу телевизионного ящика, которой нет у монитора компьютера. Поэтому, несмотря на засилье интернета в нашей жизни, удовольствие, которое мы получаем от просмотра именно телевизора, куда очевиднее, чем удовольствие от просмотра роликов во всемирной сети.
Что касается контента, я думаю, мы станем свидетелями революционных решений в отношении музыки, музыкальных программ. Во всяком случае хочется надеяться, что я доживу до того момента, когда на телевидении будет запрещено петь под фонограмму, как это принято во всем мире. Я буду ждать новых витков развития развлекательного вещания. Хотелось бы видеть попытки не просто создать что-то новое, но действительно уйти от того, что давно всем наскучило. Я уверен, что будет новая волна юмора. И я был бы счастлив, если уровень программ на отечественном телевидении наконец-то смог радовать не только обывателей, но и профессионалов. На данный момент это то, о чем, к сожалению, можно только мечтать. Воспитывать вкус аудитории в этой стране почему-то никто не хочет. Однако все по-прежнему продолжают сетовать на низкий уровень культуры российского зрителя.
Ольга Шелест, радио- и телеведущая
Лицо телевидения будущего зависит от того, кто будет «главным зрителем», какая часть нашего населения будет его смотреть. Пока это делает старшее поколение, молодые трудятся и развлекаются в интернете, а телевизор смотрят крайне мало. Но тенденция поиска зрителя через, например, ролики, выложенные в YouTube, налицо. Если еще два года назад все, что показывали по телевизору, можно было найти в интернете, то сейчас все, что выкладывают в сети, показывают и цитируют на телевидении. Думаю, подобное смешение на пользу нынешнему росссийскому телевидению, которое пока отстает от современных тенденций международного интертеймента.
Евгений Киселев, журналист, теле- и радиоведущий
Развитие интернета, конечно, снизило продажи печатных изданий, но лично я никогда не откажу себе в удовольствии полистать бумажную газету или журнал. Сомневаюсь, что найдется много желающих смотреть, скажем, телесериал «Ликвидация» на смартфоне или даже на экране ноутбука, сидя в кафе. Также как и получасовой выпуск новостей. Это же не трехминутный ролик на YouTube, который люди уже сейчас смотрят на своем мобильном.
При этом телевидение и интернет, безусловно, влияют друг на друга. Во-первых, в интернете создаются телевизионные сайты, на которых выкладываются специально для этого созданные программы. Во-вторых, обычные телеканалы транслируются через интернет. Но появление новых способов доставки телевидения потребителю еще долго не отменит традиционного телевидения. Хотя бы потому, что уже в каких-нибудь ста километрах от Москвы не то что интернета нет, там у многих до сих пор стоят старые телевизоры с комнатными антеннами-рогами.
Конечно, телевизионные онлайновые СМИ со временем расширят зоны своего вещания по всей территории России и это сделает ситуацию на рынке более конкурентной. И тогда тяжело придется небольшим компаниям. Но главные каналы страны — Первый, «Россия», НТВ — никуда не денутся, слишком крупные за ними стоят игроки.
Александр Невзоров, бывший телеведущий
Телевидение останется, нет сомнений. Совместный просмотр программы —это ритуал, от которого люди не готовы отказываться. YouTube предоставляет зрителю материалы весьма сомнительного свойства. Он лишен соблазна, который предоставляет нам посещение кинозала или совместный просмотр важных и обсуждаемых новостей по телевизору. Доморощенное и дилетантское компьютерное телевидение этого не заменит.
Содержание же телевидения может измениться самым неожиданным образом. Сейчас телевидение — издыхающий ящур. Его как такового нет, потому что нет жизни — общественной и политической. Следовательно, индикатор, которым явялется телевидение, не очень-то и нужен. А что толку смотреть на барометр, стрелка которого намертво прибита гвоздем к отметке «ясно». Но кто-то этот гвоздь однажды вынет, для этого есть все основания, ведь телевидение — огромная бизнес-структура, которая хочет жить. Так что не надо хоронить телевидение и покупать маргаритки на его могилу тоже не надо.
Михаил Шац, телеведущий
Контент YouTube и других интернет-ресурсов, на мой взгляд, не сможет в ближайшее время конкурировать по качеству с телевидением. Будет больше ресурсов, но телевидение никуда не денется и не умрет, это точно. Как говорил Рачков, герой фильма «Москва слезам не верит», «ничего не будет, ни кино, ни театра, ни книг, ни газет... одно сплошное телевидение». Мне это высказывание кажется пророческим.
Анатолий Лысенко, основатель и руководитель ВГТРК (1990-1996)
Телевидение останется, это точно. На моем веку уже умирал театр, ему на смену приходило кино. Умирали книги, им на смену приходило телевидение. Но ведь живы и театр, и книги, и кино. Не торопитесь хоронить и телевидение.
Думаю, в ближайшее время наше телевидение, конечно, изменится. В Финляндии, например, телевидение идет практически полностью через интернет. В этом плане вряд ли будут какие-то революционные перемены, здесь можно только фантазировать. А с точки зрения контента изменения точно будут, и довольно значительные. Мое мнение, что общенациональные каналы резко сократятся, их останется всего один-два. Остальные станут «каналами по интересам»: кто-то будет смотреть про природу, кто-то про путешествия и т. д.
Вот что изменится: сам зритель будет заказывать музыку, а не каналы будут предлагать ему.
forbesrussia.ru