Промышленный дизайн или арт объекты
20-10-10 | категория: Дизайн и фирменный стиль |
Tweet«Самая важная цель дизайна — заставить звонить кассу, выбивающую чеки»: Рэймонд Лоуи. Меня всегда интересовал вопрос, где именно проходит граница между арт-объектным и промышленным дизайном. И почему существует мнение внутри российского дизайнерского сообщества, что арт-объекты – это несерьезно, как-то больше свойственно художникам. А вот дизайн для масс, крупносерийный - это и сложно, и более значимо, и это и есть настоящий Дизайн.
В Европе профессия Дизайнер вызывает у людей прямые ассоциации с художником или ремесленником. Дело в том, что дизайн, в правильном понимании, является процессом создания полезных и эстетически привлекательных вещей. А не крупнотиражной или мелкосерийной продукции, количество единиц не является критерием для разделения на типы. Технологии и тиражи влияют на конечную стоимость единицы продукции. А если можно продавать один объект с невероятно большой нормой прибыли, почему бы не делать этого? Это что, не настоящий дизайн? Конечно, количество в серии характеризует продукцию, но не выносит объект из сферы дизайна. Дело не в тираже, дело в содержании объекта. Часто в погоне за тиражами теряется художественная ценность.
Я думаю, что арт-объекты просто более сложны с визуальной и содержательной точки зрения. Они провокационные и «острые», не технологичные и потому штучные, штучные и потому дорогие. Они как манифест, или опытные образцы, возбуждают общественное мнение, вызывают обсуждение – и работают на обратную связь, на получение информации о мнении зрителя. Чем выше цена, тем выше интерес к теме и дизайнеру.
Для этого создаются и показываются концепт-кары на автосалонах, проводятся предварительные просмотры разных образцов перед запуском в серию, устраиваются фестивали и выставки. Цель – увидеть реакцию потенциального покупателя, уловить намечающиеся тренды в дизайне. И, конечно, заявить о себе.
Арт-объекты это красиво, полезно, а главное – дорого. Так, многие дизайнеры зарабатывают не только создавая массовую продукцию, но и продавая раритетные экземпляры из своих коллекций, выпущенных ограниченным тиражом, или синглы.
В последнее десятилетие, на волне общего подъема, рынок дизайнерской продукции формируется более целенаправленно: крупные дома открывают отделы дизайна, проводят специализированные аукционы и выставки. Торги Christie’s, которые прогремели на весь мир своим размахом, привлекли внимание к современному дизайну.
Внимание аукционного дома Phillips de Pury & Company направлено на актуальный дизайн. Два года назад стол Micarta Марка Ньюсона 2006 года был продан с самой высокой ценой аукциона ($206,5 тыс., ожидалось $170—190 тыс.), его же светильники 1996 года ($50 тыс., ожидалось $15—20 тыс.), объекты Захи Хадид и Рона Арада. Общий итог торгов $2,2 млн и 60% проданных лотов.
Кроме того, любая арт-продукция может стать полезной в киноиндустрии, в качестве реквизита. Я могу привести много примеров, когда идеи из этой области превращались в массовую продукцию. Так, вышеупомянутый Марк Ньюсон, стал знаменитым благодаря своей кушетке «Локхид», которую он сделал еще студентом. Она выставлялась сначала в музее города Сидней, а после того, как ее использовали в качестве реквизита в клипе поп-дивы Мадонны, Ньюсон «проснулся знаменитым».
Показательный пример: в мае 2000 года кушетку «Локхид» купили за $105 тыс., а в октябре 2007-го она стоила уже $1,5 млн. Обе происходили из серии в 10 экземпляров (10-й и 7-й экземпляр соответственно). Марк Ньюсон востребованный промышленный дизайнер с гигантскими тиражами различной продукции и автор самых дорогих арт-объектов.
Дизайн и кино проникают друг в друга, этот симбиоз служит появлению новой серийной продукции с одной стороны, и новых фильмов с другой.
Иногда реквизит превращается в товар для галерей и коллекционеров, и продолжает жить в новом качестве.
Иногда уже признанные мастера приглашаются для разработки реквизита и образов, и тогда объекты кинофильма изначально создаются, как культовые арт-объекты, с запрограммированной успешной коммерческой судьбой.
А иногда арт-объекты из кинофильмов являются первым наброском к будущей серийной продукции. Я восемь лет назад разработал часы Q-Time. Это был концепт, который опубликовали многие международные журналы и ленты в сети интернет.
Пять лет назад я разрабатывал реквизит к кинофильму А.Зельдовича «Мишень» по сценарию В.Сорокина и А. Зельдовича. И мои часы были изготовлены в качестве реквизита наряду со многими другими гаджетами будущего, специально спроектированными и изготовленными для этой киноленты.
Конечно, это концепт и отчасти арт-объект, но за ним последовали твердотельные серийно изготовленные часы от Филиппа Старка. Или вот настенная версия от Mile Projects из Японии - Rays of Light "Good Afternoon Clock". И еще концепт M60M Concept Watch август 2010 ))) и еще концепт от Nonobject… . Уверен, что эта очевидная мысль о «пустых» контурных объектах, (я писал об этом в статье о рамочных технологиях), пришла в голову дизайнерам независимо от моего концепта. Но это пример того, как арт-объекты могут трансформироваться в серию.
И в заключении, серийная продукция используется в кино, как реквизит. Тогда зритель отождествляет эти вещи с героями, которые ими пользуются или ситуациями, в которые попадают эти предметы. Продакт плейсмент захватил и держит почетное первое место в слиянии бизнеса и искусства. Ну а самой востребованной маркой является продукция компании Apple.
Дизайн, как искусство, имеет право на любые проявления, от штучной продукции для коллекционера, от ограниченной серии для арт-галерей – до серийного ширпотреба. Я думаю, что это звенья одной цепи, разные проявления творческой личности.
Геррит Ритвельд, автор хрестоматийного «сине-красного кресла» 1918 года, приклеивал на каждый экземпляр этикетку с цитатой из Кристиана Моргенштерна: «Пользуясь стулом, я бы хотел сидеть не так, как того желает мое седалище, но как было бы угодно моему покоящемуся на стуле духу, если бы он свил сиденье для себя самого».
Вот такое вот кино.
Вадим Кибардин.
Основатель студии Kibardindesign.
Дизайнер и исследователь
kak.ru