Работа дизайнера: Создавать новые потребности
18-11-10 | категория: Бренды, Дизайн и фирменный стиль |
TweetСегодня я хочу поговорить не только о твердотельных объектах, но и о процессах. Задача дизайнера – не столько спроектировать внешний вид предмета, сколько создать комфортную среду его использования. Надо инициировать желание купить, заставить демонстрировать или наоборот, скрывать этот предмет. Иными словами, высший пилотаж – создать новый сценарий взаимодействия предмета и человека, новые потребности. Здесь нечасто удается добиться реального успеха, особенно такого, когда новую потребность называют в честь автора.
Томаш Батя основал в 1894 году в чешском городке Злине обувную фабрику. Благодаря военным заказам и грамотной организации труда к 1931 году он стал единоличным владельцем полного пакета акций предприятий, сети собственных магазинов и полного цикла производства – от собственной кожевенной фабрики до завода по производству станков.
Детские сады, общежития, индивидуальные семейные домики и высокая заработная плата обеспечивала приток квалифицированной рабочей силы – сегодня здесь заняты около 10 тыс. сотрудников. Торговая марка «Батя» пережила и трагические годы второй мировой войны и социалистическую национализацию. Но я хотел бы отметить удивительный факт: в некоторых странах Африки, куда Томаш первым привез обувь как предмет, как объект, как потребность, до сих пор любую обувь называют «бата». Даже если это примитивные сандалии из автопокрышки, все равно это – «бата». Конечно, это простой и несколько искусственный пример: успех зависел от геополитической ситуации. Но предприниматель должен видеть эту ситуацию, чувствовать ее.
Думаю, дизайнер имеет право и даже обязан экспериментировать в этом направлении. Новые потребности – двигатели прогресса. Иногда они базируются на технологических решениях, иногда на научных открытиях, а иногда на социальных процессах.
Швейные машинки Зингер
Исаак Зингер, тот еще авантюрист, в 1851 году в Нью-Йорке совместно с Эдуардом Кларком учредил товарищество «И.М.Зингер и Ко» и основал компанию по производству швейных машинок. Он принес на рынок не просто новое устройство, а эпохальную, не побоюсь этого слова, мысль – одежду не обязательно покупать, ее можно и даже нужно шить самим. Американские домохозяйки получили новую возможность реализовывать свои творческие амбиции, создавать собственные модели, обшивать семью и экономить. Это превратилось в потребность мирового масштаба. Буквально за пару десятков лет швейные машинки стали неотъемлемой частью существования человечества.
Harley-Davidson Motor Company
Уильям Харлей и его друг Артур Дэвидсон в 1903 году построили свой первый велосипед с моторчиком. Опыт был не очень удачным, но парни не образумились и продолжали эксперименты. Вторая модель была названа «мотоциклом» и стала первым рабочим промышленным образцом. Ее собрали в сарайчике размером 3х5 м. А с 1905 мотоциклы стали продаваться небольшими тиражами.
В 1906 Харли и Дэвидсон построили свою первую фабрику. Что из этого получилось, мы знаем. Сегодня это не просто мотоциклетное производство и марка транспортного средства. Это целый социум, престижный клуб со своими правилами, стилем жизни и огромным количеством сопутствующих товаров. Тот, кто покупает Harley-Davidson, движим не только потребностью в транспорте: его потребность – принадлежать группе, команде, быть членом клуба.
Давидофф оф Женева
Зино (Зиновий) Давидофф говорит: «Я всегда торговал мечтами и иллюзиями…»
Один из немногих примеров, когда ТМ носит имя владельца и вызывает устойчивые ассоциации с элитарностью. Философия компании «Давидофф оф Женева» проста: «Компания производит лучшие в мире сигары вне зависимости от того, во сколько ей это обходится». Опытный технолог, освоивший на практике весь процесс производства кубинских сигар, сын владельца табачной лавки, Зино искал способ отличаться от конкурентов. И нашел индивидуальную черту собственного бренда: товары «Давидофф» должны нести признак кастовости, принадлежности к определенному кругу. В табачной промышленности он стал первым, кто создал новую потребность – демонстрировать причастность к элитарному обществу.
Apple
История Apple набила оскомину, но я не пройду мимо. В середине семидесятых, два парня Стив Джобс и Стив Возняк собрали свой первый персональный компьютер. К началу 1980-х их было продано уже более 5 млн единиц. Apple II открыл эру персональных компьютеров. Это целый пакет потребностей и эволюционный скачок человечества. Выход iPad я считаю тоже исключительным явлением. Это новое направление в приборостроении, которое повлекло создание новых смежных отраслей и крах конкурентов.
Социальные сети, IKEA, мобильные телефоны, мармеладные мишки и так далее – все это новые потребности. И мне кажется, что парни, которые собрали компьютер или мотоцикл, просто обязаны называться дизайнерами. Точнее, я думаю, что наивысшим уровнем профессионализма дизайнера является создание потребности.
kak.ru