Специализации копирайтера
15-03-10 | категория: PR, Основные понятия | теги: копирайтинг
TweetЕсли в конце прошлого века эта профессия на постсоветском пространстве оставалась экзотической, то с распространением Интернета она становиться массовой. Но до сих пор, большинство тех, кто зарабатывает написанием текстов на жизнь, затрудняются дать ей определение.
Поэтому я постаралась дать максимально полное определение понятия:
«Слово "копирайтер" происходит от английского copywriter – пишущий текст. Это слово прижилось в нашей лексике наряду с иными англоязычными (как-то маркетинг, паблик релейшинз) отчасти потому, что его перевод – «текстовик» – обиден для профессии и не отвечает действительности. Более точно суть профессии выражает французский вариант названия redacteur-concerteur – человек, работающий с текстом и создающий идею. Итак, что же такое копирайтер?
Копирайтер – не писатель, но должен обладать двумя писательскими качествами: хорошо владеть языком и иметь богатое воображение.
Копирайтер – не журналист, хотя обязан владеть журналистскими навыками: сбор информации, написание статей и т.д.
Копирайтер – зачастую редактор и переводчик. Копирайтер – всегда искуситель и соблазнитель, продавец и идеолог, психолог и режиссер в одном флаконе. Копирайтер призван превращать слова в образы, пробуждающие желание».
Об отдельных специализациях внутри профессии можно говорить весьма условно, поскольку копирайтерам приходиться решать самые разноплановые задачи. И, все-таки, даже такое условное деление, позволяет структурировано осмыслить суть ремесла.
Ре-райтер – это даже не специализация, скорее, стартовый уровень копирайтинга. Ре-райтер просто переписывает материал своими словами. (Для заказчиков текстов уточняю: помните в школе мы все писали изложения? Рерайт – это бизнес-вариант изложения.)
Неймер – копирайтер, придумывающий названия торговых марок. Нет ни одного человека на постсоветском пространстве, который бы на полном основании мог заявить: я – неймер. И не потому, что неймерить получается плохо. Просто неймы у нас создаются так редко, то финансово невозможно специализироваться только на них. Безусловно, достойные неймеры есть, но они намного чаще работают над другими формами.
Спичрайтер – эта специализация более характерна для политической сферы. Правда, человек, пишущий спичи для политиков, имеет широкий круг других обязанностей, зачастую не только копирайтерских.
SEO-копирайтер – это, пожалуй, единственная специализация, которая реально существует как самодостаточный способ заработка денег (во всяком случае, в России, значит, скоро начет активно развиваться в Украине). Более того, это – самый быстро развивающийся сегмент рынка. SEO-копирайтинг – это специфичная техника составления и редактирование текстов для сайтов. Такие тексты должны отвечать трем требованиям: оптимизации для поисковых систем, удобство восприятия посетителей сайта, побуждение читателей к заданной активности.
Я колебалась прежде, чем выделить копирайтинг продающих писем в отдельную специализацию. В стране, с более чем 10 миллионами пользователей Интернета, direct-response развит удивительно слабо (впрочем, как и direct mail). Уверена, ситуация скоро измениться, и быть специалистом в написании писем прямого маркетинга станет прибыльным занятием.
Есть одна категория, не осознающая себя копирайтерами. Это – PR-щики. А ведь им, как минимум, приходиться писать пресс-релизы и материалы для сайтов. Не редко есть необходимость придумывать идеи PR-мероприятий, писать сценарии ивентов, а также названия для них. Зачастую PR-щики «дают» заочные интервью и пишут статьи вместо VIP-ов. Все это – копирайтерская работа.
Элина Слободянюк
reklamaster.com