Украина: Маркетинг территорий
14-03-10 | категория: PR, Новости рынка и компаний, Статистика и анализ |
Tweet11 марта в Киеве состоялся круглый стол по теме "Маркетинг территорий", организованный Союзом Рекламистов Украины и ИА "Укринформ". В мероприятии приняли участие ведущие специалисты и эксперты в области пиар, маркетинга, брендинга и стратегических коммуникаций, что позволило рассмотреть проблему продвижения регионов и городов с различных сторон.
Так, председатель Союза Рекламистов Украины, доктор наук госуправления, профессор КНТЭУ Евгений Ромат, сообщил, что по данным исследований, эффективность вложений в маркетинг территорий является одной из самых высоких - 1 вложенный доллар, гривна или евро, возвращается 50-100. Г-н Ромат разъяснил общее значение понятия "маркетинг территорий" , и сделал акцент на запущенном состоянии этой деятельности в Украине.
Олег Демчук, зам. городского головы Каменец-Подольского (Хмельницкая область) представлял в одном лице и "заказчика", и "исполнителя" программы по формированию бренда своего города. Г-н Демчук, который кстати обучался маркетингу территорий за рубежом и имеет степень магистра в этой области, считает, что системного и четкого понимания в этом вопросе в Украине пока нет. Он также отметил, что фактором номер один для маркетинга территория является доверие со стороны местных жителей. Каждый горожанин должен ответить себе на вопрос: "Что меня связывает с этим городом? Комфортно ли я себя здесь чувствую?". Поскольку влияние местной громады на формирование будущего города и региона - очень большое. Зам.городского головы рассказал об опыте формирования привлекательности Каменец-Подольского как туристического центра и "города фестивалей", о сотрудничестве с местным бизнесом, общественными организациями, духовенством.
Президент компании "Евроиндекс", Вице-президент Выставочной Федерации Украины Валерий Пекар поделился наблюдениями по теме. Он, в частности, заметил, что по поводу маркетинга территорий на местах присутствует большой энтузиазм, но отсутствуют знания. Местным властям нужно научиться использовать социальную энергию, накопившуюся в обществе, а привлекательность территории строить в такой последовательности: для жителей, затем туристическую, и затем инвестиционную привлекательность.
На проблемах разработки и воплощения коммуникационных стратегий и программ в области маркетинга территорий остановился Валерий Курейко, Вице-президент Украинского PR-альянса, генеральный директор компании Publicity Creating. Он, в частности, отметил, что в Украине обычно действуют так: если денег мало - поручают делать что-то эпизодически, своим подчиненным на местах, если же денег много - начинают искать зарбуженых консультантов. В то время, как наиболее эффективно и оптимально, в том числе с учетом ментальности и бюджета , привлекать профессиональные украинские структуры.
Г-н Курейко также считает, что неэффективно, когда консультанты разрабатывают стратегию, а воплощает ее кто-то другой - они должны принимать непосредственное участие в реализации разработанных программ и нести ответственность за результат. Валерий Курейко также обратил внимание на необходимость продвигать одни города/регионы Украины в глазах других городов/регионов, чтобы развивался внутренний туризм, а также чтобы формировать лояльность и уважение , например у жителей Донецка по отношению к жителям Львова, разрушать негативные надуманные стереотипы.
Татьяна Жданова, директор агентства Brand House отметила, что маркетинг территорий нельзя отождествлять с "обычным маркетингом", поскольку речь в данном случае идет о довольно сложной, постоянно меняющейся системе. Именно поэтому нужен брендинг территорий, поскольку бренд объединяет интересы различных аудиторий общественности. А Марина Рымаренко, директор по стратегическому развитию DEOL Partners рассказала о проблемах, с которыми сталкиваются инвесторы в Украине. В частности, они даже не могут найти достоверной информации о той или иной территории на английском языке.
Все участники сошлись во мнении, что маркетингом территорий в Украине пока никто серьезно не занимается, хотя отдельные ростки в этом направлении уже есть. Здесь уместен и пример того же Каменец-Подольского, Одессы, Львова и других городов. Активизировал процессы продвижения городов и областей грядущий чемпионат Европы по футболу 2012 - этим вопросом озаботились, прежде всего, города, принимающие матчи. Например, в марте этого года конференции по проблеме создания и продвижения городов-брендов пройдут сразу в двух городах - Донецке и Харькове (ИАЦ Publicity является информационным партнером обоих мероприятий).
Инициаторы круглого стола выступили с инициативой создания проекта "Украинские территории/PROMO" который предполагает бесплатные первичные консультации по маркетингу территорий, пиар-продвижению и формированию образа, семинары, конференции и другие инструменты.
publicity.kiev.ua