Facebook: Война за информационную безопасность

21-05-10 | категория: Интернет-реклама, Психология в рекламе | теги: ,

Tweet

Совсем недавно количество пользователей социальной сети Facebook перевалило за невероятную отметку в 500 млн, но вскоре может откатиться обратно. Если конечно, противники политики безопасности компании смогут уговорить достаточно людей уйти с Facebook — массовый исход, планируемый на сайте «уйди с Facebook», намечен на 31 мая. Самая успешная социальная сеть в мире, а возможно, и самый успешный интернет-бизнес последнего года, уже месяц находится в состоянии холодной войны против всех. Причина — нежелание Facebook держать в секрете личные данные своих пользователей.

Facebook терпит нападки борцов за неприкосновенность личных данных не потому, что грешила больше конкурентов. Вина компании в том, что она не только использует частные данные пользователей, но и не стесняется этого. Скажем, Google уже не раз ловили на неуважении к частным данным — последний громкий скандал случился буквально на днях, когда оказалось, что автомобили, снимающие для компании уличные виды городов мира, сохраняют не только снимки, но и названия и адреса всех открытых wi-fi сетей в округе. Но Google заявил, что не подозревал о происходящем, обещал уничтожить «плоды с отравленного дерева», и похоже, выйдет сухим из воды.

Facebook ведет себя принципиально иначе. Марк Цукерберг заявил, что раскрытие данных в интернете подразумевается по умолчанию (по-английски труднопереводимое высказывание генерального директора звучало так: «Default is social»). Вице-президент компании заявил, что «пользователи не возражают», когда их данные разглашаются, а весь шум раздувают жадные до сенсаций СМИ. Настройки безопасности личных данных в Facebook невероятно сложны — для того, чтобы вся личная информация пользователя была видна только его друзьям, нужно совершить около полусотни действий, а опция «удалить аккаунт» на странице поддержки погребена под пятью переходами со страницы на страницу. Некоторые пользователи Facebook удаляют свои профили только по этой причине — главный редактор популярного техноблога Endgadget мотивировал свой уход тем, что на настройку информационной безопасности у него уходит больше времени, чем на собственно общение. «Как удалить свой профиль на Facebook» вошел в десятку самых популярных запросов к Google.

В 2005 году политика информационной безопасности Facebook занимала тысячу слов, в 2007-м — 3000, а сейчас уже почти 6000. Как подсчитали в New York Times, текст уже превзошел по длине конституцию Соединенных Штатов. Не надо быть гражданским активистом, чтобы оценить редактуру, через которую прошел текст. Например, в 2005 году, все пользовательские данные были по умолчанию открыты только для друзей, в 2007 часть из них (имя, фотография и учебное заведение) уже отображалась в результатах поиска любого желающего. В 2009 большая часть данных была по умолчанию видна всем, а в апреле 2010 тот же статус получили и «связи» пользователя в социальной сети. Хуже того, «связи» — это не только личные знакомые пользователя, но и его интересы, каждый из которых оформлен отдельной страницей на Facebook. Если, скажем, среди интересов пользователя числилась «ненависть к начальнику», то теперь — по умолчанию — начальник может видеть эту информацию. Количество людей, схлопотавших карьерные неприятности благодаря активности в социальных сетях, грозит существенно увеличиться.

Перечислять примеры неуважения к данным пользователей со стороны Facebook можно долго. Но важны в данном случае не отдельные спорные решения, а политика компании, которая всерьез собирается изменить существующее положение дел. Пользователи интернета не привыкли, что их данные без уведомления раскрывают всем желающим — а Facebook стремится именно к этому. Более того, компания не особо скрывает, что готова предоставлять доступ к пользовательским данным всем своим партнерам (а некоторым из них, например, сайту Yelp, предоставила уже).

Невероятный объем специфической информации, доступной Facebook — это настоящий клад для рекламодателей. Было бы странно, если бы самая популярная социальная сеть не пыталась их использовать. Но Facebook пытается не только эффективнее зарабатывать деньги, а еще и изменить интернет. И не ясно, кто победит в противостоянии Цукерберга и пользователей. С одной стороны, после бури критики в СМИ Facebook, кажется, готов пойти на попятную: главный разработчик компании обещал, что настройки безопасности должны вскоре упроститься. С другой стороны — количество пользователей Facebook прирастает где-то на 1 млн в день, а число людей, решивших уйти из сети — на первые тысячи, если верить их сайту. Зачем тогда беспокоиться?

Чем бы ни закончилась эта история, Цукерберг уже победил. Facebook может пять раз пожалеть о своей поспешности, но события последних дней доказали, что «умолчания» уже изменились. Большинство пользователей интернета не готово воевать за свою информационную безопасность и молча согласилось с тем, что непубличную информацию просто не стоит публиковать в сети — ни в каком виде.

forbesrussia.ru



Оставить комментарий

(без регистрации)