Рост инвестиций в рынок мобильной поисковой рекламы
Привлекательность такого вида рекламы объясняется развитием мобильных технологий и возможностью рекламировать продукт более четко очерченной целевой аудитории. Объем затрат на мобильную рекламу, по мнению Juniper Research, в 2008 году составят $445 млн, а в течение пяти лет превысят $2 млрд. Британская исследовательская компания Juniper Research сообщила, что в последнее время рекламодатели и ведущие компании, работающие на рынке интернет-поиска, уделяют все больше внимания пока еще не очень крупному, но перспективному рынку мобильной поисковой рекламы, который растет рекордными темпами — на 42% в год.
Привлекательность такого вида рекламы объясняется развитием мобильных технологий и возможностью рекламировать продукт более четко очерченной целевой аудитории.
Juniper Research предполагает, что затраты компаний на поисковую рекламу в мобильных устройствах в 2008 году составят $445 млн. Но уже через пять лет они вырастут в пять раз и достигнут $2 млрд.
В феврале 2008 года американская исследовательская компания eMarketer также опубликовала отчет, свидетельствующий о небывалом росте рынка мобильной поисковой рекламы. Тогда прогнозировался значительно больший объем инвестиций: eMarketer предсказывала, что вложения в рынок мобильной поисковой рекламы (баннерной и текстовой) в 2012 году достигнут $3,8 млрд. В апреле другая американская исследовательская компания — ABI Research — также выпустила прогноз, в котором сообщается, что рынок мобильной поисковой рекламы к 2013 году вырастет до $5 млрд.
В 2007 году количество пользователей мобильных телефонов достигло примерно 3 млрд, в 2008 году, по прогнозам аналитиков, их станет 4 млрд. В Испании мобильную рекламу получают 75% владельцев телефонов, во Франции — 62%, в Японии — 54% (из них 44% заходят на рекламные ссылки, получаемые по телефону).
Российский рынок мобильной поисковой рекламы находится в стадии становления и первых экспериментов. Сейчас большинство крупных поисковых систем, таких как Google, «Яндекс», Rambler, предоставляют возможность поиска в мобильном варианте, на российском рынке также есть ряд независимых поисковиков (например, Waplook, Wapstart), специализирующихся именно в сфере мобильного интернета. «Чаще всего это поиск, размещенный на WAP-портале сотового оператора, и абонент пользуется им так же, как обычной поисковой системой», — отмечает генеральный директор группы компаний Mobile Media Group Давид Вачадзе. Мобильная поисковая реклама делает первые шаги, и поэтому пока данные о ее эффективности нельзя использовать для надежных прогнозов, считает директор по маркетингу сервисов «Яндекса» Андрей Себрант. «С одной стороны, не каждый рекламодатель готов показывать свою рекламу и свой сайт на мобильных устройствах. С другой — на мобильном экране выводится меньше рекламных объявлений, чем на экране компьютера, плюс сказывается новизна, в итоге CTR (отношение числа посетителей, перешедших на сайт по ссылке, к числу показов рекламного объявления) объявлений в результатах мобильного поиска может оказаться заметно выше CTR рекламы в «большом» поиске». По оценкам компании Wapstart, CTR для мобильной контекстной рекламы в среднем составляет 3-5%.
Российские мобильные операторы только начинают осваивать рынок мобильной поисковой рекламы. В 2007 году «Вымпелком» заключил соглашение с Google об установке своей системы поиска на WAP-портал оператора. Тогда эксперты оценивали, что при размещении рекламы на портале «Вымпелкома» Google сможет дополнительно получать $50-80 тыс. в месяц. «Мегафон» создал свою поисковую систему на WAP-портале «МегафонPRO» и пока размещает только баннерную рекламу. В ближайшее время партнерство, аналогичное «Вымпелкому» и Google, готовится заключить с компанией «Яндекс» сотовый оператор МТС. «Доходы от мобильного поисковика могут принести оператору более $1 млн ежегодно, — отмечает пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. По ее словам, бизнес-модель сотрудничества с «Яндексом» предполагает получение дополнительных доходов от просмотра рекламных сообщений в интернете и за каждый клик абонентов на такие сообщения. «МТС также планирует зарабатывать на WAP-трафике, который генерируют абоненты, используя новые возможности поиска, а именно возможность зайти на любой WEB-сайт с телефона, который поддерживает только отображение WAP-сайтов», — рассказывает Осадчая. По оценкам эксперта фонда «Финам — Информационные технологии» Леонида Делицына, по итогам 2007 года мобильный интернет и передача данных принесли российским сотовым операторам $600 млн, из которых 85% пришлось на WAP. «В прошлом году рынок мобильной рекламы составил примерно $4,5 млн, в этом году мы ожидаем его удвоения, — отмечает Делицын. — Рынок поисковой рекламы находится на начальном этапе развития: на него приходится не более 3-5% рынка мобильной рекламы». А по оценкам владельца компании Wapstart Кирилла Рожковского, в 2008 году рынок мобильной поисковой рекламы составит не больше $300-400 тыс. «Если смотреть на перспективу 2009-2010 годов, то объем может дойти до $5-7 млн, при условии что крупные интернет-компании начнут-таки активно осваивать этот сегмент», — говорит он.
e-xecutive.ru