Спецэффекты на мероприятиях
Как в любом рецепте основа – это не картошка или мясо, а гармония сочетающихся ингредиентов, так и в любом мероприятии соразмерность его частей – фундамент успеха. Не переборщить с одним и дать вдоволь насладиться другим – искусство. Особенно если речь идет о спецэффектах. Чудесных пар человечество за свою жизнь придумало множество: любовь и разлука, мы с Тамарой, худо и добро, Лелик и Болик, а в event-индустрии поселились Недобор и Чересчур.
Понятно, что в идеальном мероприятии всего должно быть в меру, но идеального праздника не бывает: и где-то появляется непрошенный гость Недобор, а где-то вальяжно располагается в центре внимания, щеголяя своей неуместностью, брат Чересчур. Особенно удивляет именно он. И самое страшное, когда «чересчур» происходит со спецэффектами.
Ведь зачем нам нужны на праздниках эти самые спецэффекты? Говоря простыми словами: для украшения действа. Вот, как определяет спецэффекты Антон Шалобанов, креативный директор компании Mart Show: «Спецэффекты являются неотъемлемой частью проведения успешного, эффектного события. Что же принято считать спецэффектом? Что-то из ряда вон выходящее? На мой взгляд, спецэффект – все необычное, что может удивить, а лучше – шокировать гостей мероприятия. Хотя в общедоступном понимании понятие «спецэффект» ограничивается достаточно узким перечнем – это фейерверки, запуски конфетти и его производных, огневые газовые горелки, дымомашины и… пожалуй, все. Хоть это и не совпадает с мнением профессионалов, которые как можно больше стараются расширить данный ряд».
Выходит, если без звука, света, декораций, сценария сложно в принципе представить себе адекватно проходящее мероприятие, то без спецэффектов обойтись можно. Но очень не хочется без них обходиться, если у мероприятия есть задача расшевелить, удивить, ошеломить и запомниться. В этом смысле спецэффекты незаменимы.
«Спецэффекты – это всегда яркое и неожиданное действо, которое очень выгодно дополняет обычные технические средства», – рассказывает Оксана Сучкова, коммерческий директор РПП «Визуальные технологии», но она же сразу и уточняет: «Спецэффекты не только применяются для дополнительного оформления мероприятий, но и помогают осуществить различные режиссерские замыслы». Пожалуй, в этом ключ к разгадке тайны верного «общения» со спецэффектами. «Необходимость в спецэффектах, как правило, определяется тематикой мероприятия, поэтому не всегда они могут быть уместны», – считает Оксана.
И такая позиция более чем понятна. Без определенной идеи применение того или иного спецэффекта будет просто непонятно и не к месту.
Возьмем условно называемые «типичными» спецэффекты (фейерверки, салюты, конфетти, бумажные и снежные пушки, дождь из фольги или воздушных шаров и т.п.), их традиционно используют либо в конце вечера, либо в момент какого-то ключевого события вечера («промежуточный апофеоз»). Это, хоть и тривиально, зато сообразно сценарию.
Согласитесь, было бы странно, если бы салют грянул вдруг, без объявления войны и без какой бы то ни было видимой причины. Ты разговариваешь, перекусываешь или танцуешь, и вдруг взрывается салют, ты обращаешь на него внимание, ждешь продолжения (для чего-то же твое внимание привлекли), а продолжения и нет. Просто салют. Интригующе? Разве что секунды на две. Потом – раздражающе. Еще хуже, если для этого «низачем-салюта» тебя еще и вытащили на улицу (в рамках соблюдения требований безопасности).
Пример можно считать абстрактным, поскольку таких промашек с салютами уже почти никто не допускает. А перемещение гостей на улицу легко может быть обыграно в рамках того же сюжета, как справедливо отмечает и Оксана («если праздник заранее грамотно спланирован и продуман, то миграция людей не расстроит, а, напротив, разнообразит досуг гостей и их впечатления от мероприятия. Главное здесь – выбрать удачный момент»), и Антон («конечно, очень важна совместимость со сценарным планом, понимание, в какой момент выгодней преподнести тот или иной эффект. Очень важно знать площадку, расположение гостей, учитывать малейшие нюансы. Если требуется перемещение гостей на улицу или другую площадку, важно правильно обыграть переход – это уже на совести ведущего и организаторов. Хотя гости обычно и не против: разве плохо прогуляться после банкета?»).
Но вот почему мы все же привели этот абстрактный пример с салютом: в последнее время на рынке появляются различные спецэффекты-новинки, и требовательные клиенты сразу стремятся их каким-то образом задействовать (а нередко и сами профессионалы подспудно подталкивают заказчиков к включению ярких новинок в контент мероприятия, толком еще не придумав, зачем это нужно).
По словам Оксаны, «есть клиенты двух типов: новаторы (активно ищут новые технологии) и консерваторы (придерживаются традиционного стиля в оформлении и создании праздника). Желая выделиться и создать неповторимый антураж на мероприятии, клиенты все чаще стараются использовать нестандартные средства и декорации».
Такая позиция всесторонне приветствуется event-сообществом. Но она же нередко и приводит к неудачному использованию новинок. Тот или иной спецэффект становится будто бы «низачем-салютом» в середине мероприятия. Да, очень эффектно, да, необычно. Но зачем, к чему, как это «ружье» выстрелит в конце или в процессе пьесы? Если оно никак не выстреливает, оно лишь оставляет легкое чувство недоумения и разочарования.
Еще хуже, когда спецэффектов подобного рода много. Мероприятие начинает напоминать стихийно получившийся «мертвый» ЦПКиО в Подмосковье, куда свезли устаревшие аттракционы – есть все, но ничего не работает. Если все спецэффекты просто демонстрируются подряд без особой идеи, то они «не работают», они, при всем своем новшестве и неординарности, просто парк аттракционов, на которых нельзя покататься. Вот уж где брат Чересчур чувствует себя вольготно и привольно…
Впрочем, не будем о грустном. Ведь если использовать новинки в своих целях, органично вплетая их в канву вечера, то нам есть, с чем «порезвиться». И это безусловный плюс развивающихся технологий необычных идей для ивент-индустрии.
Об интересных сравнительно недавних приобретениях рынка рассказывает Оксана: «Из новинок имеет смысл отметить уже большинству профессионалов известный «Туманный экран». Это уникальное устройство, создающее плоскую туманную поверхность практически сразу же после включения. На эту поверхность проецируется статичное изображение или видео. Особенность заключается в том, что сквозь изображение можно беспрепятственно проходить. Это создает незабываемый эффект на мероприятиях. Например, «Туманный экран» использовался как часть декорации на балете «Синий бог» с участием Николая Цискаридзе и Илзе Лиепы, которые и появлялись из тумана. Экран идеально подходит для музыкальных конкурсов (например, активно использовался на «Евровидении 2007»), для различных презентаций, корпоративных мероприятий, рекламных акций и выставок, показов мод.
Также мы рекомендуем включать в канву мероприятия «Интерактивный пол» – это пол с созданием «живой» графики, при которой человек своими движениями (шаг, жест) оживляет видеоизображение. Это может быть изображение воды с эффектом расходящихся кругов под ногами или звездного шлейфа, который будет тянуться за человеком во время ходьбы. Самые разнообразные эффекты могут соотноситься с тематикой и концепцией вечера.
Из пока мало известных, но не менее интересных новинок хочется отметить «Мьюжн» - систему трехмерного проецирования в пространстве. Эта технология позволяет показывать в пределах сценического пространства любые трехмерные движущиеся объекты, что также будет интересно вписать в сценарий очень многих ивент-проектов – от свадьбы до многомиллионного фестиваля. И не забудем «водные процедуры» - водный экран (проекция на водную стену) и графический водопад (когда из капель воды создаются падающие буквы и изображения). Все это также создаст особую атмосферу вечера».
А также интересными идеями делится Антон: «Все чаще заказываются необычные динамические и стационарные пневмофигуры, внезапно появляющиеся в ходе проведения мероприятия, совмещаются видео- или лазерные проекции, изготавливаются «космические пушки» для танцовщиц в клубе, стреляющих леденящим дымом на длину 5 м и т.п. Последние наши разработки в области спецэффектов связаны, в основном, с мероприятиями под открытым небом (лето же!). Это, например, гигантские световые пневмоформы, преображающие оформление и освещающие площадку в темное время суток. Также мы ведем много работ по оформлению водных пространств (в последнее время к данной поверхности все больше интереса) – создаем мерцающие различным цветом 1,5-метровые шары для хождения людей по воде и так далее».
И единственное, что хотелось бы отметить под конец – это повышенные требования к безопасности гостей мероприятия, в котором используются всяческие спецэффекты. «Все эффекты, как и само мероприятие, – уверяет Антон, – требуют повышенных мер безопасности, как при разработке, так и при применении спецэффектов. Да и площадки, на которых доводится работать, постоянно повышают требования по безопасности – на некоторые виды деятельности требуются лицензирование, сертификаты на оборудование, техническая документация».
Иными словами, каждый эффект – особенный, самому заказчику сложно детально разобрать во всех тонкостях правил по использованию того или иного эффекта, так что создание спецэффектов лучше доверить профессионалам своего дела, обладающим соответствующим опытом и умением. Это обеспечит высокие гарантии качества и безопасность.
Автор: Екатерина Алипова
btlreport.com.ua