`


Анализ изменений, внесенных в Закон Украины “О рекламе”

Похоже, законодатели решили всерьез заняться устранением несогласованностей в существующих нормативно-правовых актах. Очередным корректируемым документом стал Закон Украины от 03.07.96 г. № 270-96/ВР «О рекламе» (далее - Закон о рекламе). На наш взгляд, данный Закон уже давно требовал внесения определенных уточнений, которые облегчили бы его понимание как лицами, занимающимися хозяйственной деятельностью, так и контролирующими органами. Видимо, указанную цель и преследовали депутаты, издавая Закон Украины от 18.03.08 г. № 145-VI “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно рекламы”, основные моменты которого мы рассмотрим далее.

Начнем с того, что законодатели внесли дополнения в понятие «внутренняя реклама». Думаем, читатели согласятся с нами в том, что на сегодняшний день нередко возникают споры с контролирующими органами по поводу необходимости отнесения той или иной информации к рекламе, в частности к внутренней. Теперь же, обратившись к новой редакции ст. 1 Закона о рекламе, видим, что депутаты не просто дифференцировали внутреннюю и внешнюю рекламу, как было ранее, а еще и дали первой более четкое определение.
Так, в соответствии с абз. 3 ст. 1 новой редакции Закона о рекламе внутренней рекламой является реклама, размещаемая внутри домов, сооружений, в том числе в кинотеатрах и театрах во время, до и после демонстрации кинофильмов и представлений, а также во время спортивных соревнований, проходящих в закрытых помещениях, кроме мест торговли (в том числе буфетов, киосков, лотков), где может размещаться информация о товарах, которые непосредственно в этих местах продаются.

В нынешних условиях, когда широкое распространение получило явление раздачи рекламных листовок и образцов продукции, несомненно, важной является классификация данной деятельности с определением дальнейших ее последствий, в том числе и налоговых.
Учитывая вышеприведенное, в новой редакции Закона о рекламе законодатели ввели в обращение понятие «мероприятия рекламного характера», под которыми понимаются мероприятия по распространению рекламы, предусматривающие безвозмездное распространение образцов товаров, которые рекламируются, и/или их обмен потребителям одного количества либо одного вида товаров, которые рекламируются, на другой.
Если же субъект хозяйствования желает прорекламировать проведение мероприятия рекламного характера, а также конкурса, лотереи или розыгрыша, то ему нужно учесть, что такая реклама должна содержать информацию о сроках и месте проведения мероприятия и указывать информационный источник, из которого можно узнать об условиях и месте проведения данного мероприятия.
При этом информация о любых изменениях условий, места и сроков проведения конкурсов, лотерей, розыгрышей призов, мероприятий рекламного характера должна предоставляться в том же порядке, в котором она была распространена.

Аналогично дело обстоит и с выставками. Такие мероприятия в последнее время часто проводятся на территории Украины, о них даже содержатся оговорки в Законе о рекламе. Однако определение специальных выставочных мероприятий появится в данном Законе только лишь после внесения комментируемых изменений.
Так, согласно новой редакции Закона о рекламе специальными выставочными мероприятиями
являются мероприятия, которые осуществляются с целью продвижения соответствующего товара на рынок, проводятся организованно в определенном помещении или на огражденной площадке (в том числе в местах реализации товара) в определенные сроки, рассчитанные на заинтересованных и/или профессиональных посетителей, организатор которых ограничил посещение мероприятия теми лицами, которым согласно законодательству разрешается продавать демонстрируемый товар.

Еще одно явление, имеющее широкое распространение на сегодняшний день, - это спонсорство. В данный момент в соответствии с Законом о рекламе все средства массовой информации имеют право называть только имя, наименование и знак спонсора. А вот с 01.01.09 г. любая информация о спонсоре - производителе алкогольных напитков, которая предоставляется во время телепередач в виде дикторского текста и/или звукового сопровождения, будет являться табу.

Видимо, не случайно депутаты в новой редакции Закона о рекламе также отметили, что размещать изображение физического лица или использовать его имя в рекламе можно только после письменного согласия данного лица. Ведь ранее, когда Закон обязывал получить согласие физического лица, но не содержал указание на то, в каком виде должно быть предоставлено данное разрешение, проблематичным представлялось доказывание физическим лицом того факта, что разрешение предоставлено не было.

Теперь распространители рекламы должны будут требовать у рекламодателей помимо остальных документов, необходимых для распространения рекламы, также копии сертификата, разрешения и лицензии в случае, если рекламируемые виды деятельности или товары подлежат обязательной сертификации или их производство либо реализация требуют наличия соответствующих разрешения, лицензии.
Напомним, что ранее разрешалось рекламировать вышеперечисленные товары и без наличия копии сертификата, разрешения и лицензии у распространителя рекламы. Достаточно было того факта, что такие документы имеются в наличии у рекламодателя.

Также депутаты посчитали необходимым уточнить некоторые моменты относительно информации, которая не является рекламой. Так, если ранее рекламой не считалось размещение информации о производителе товара и/или товаре в местах, где этот товар реализуется и предоставляется потребителю, то теперь в Законе будет содержаться уточнение о том, что рекламой также не является размещение вышеуказанной информации на элементах оборудования и/или оформления мест торговли, а также непосредственно на самом товаре и/или его упаковке.
Если предыдущее изменение скорее призвано устранить неточность в нормах Закона о рекламе, то дополнение, о котором пойдет речь сейчас, является для субъектов хозяйствования новостью и, надо признать, довольно приятной.

Так, законодатели признали, что не является рекламой вывеска или табличка с информацией о зарегистрированном наименовании лица, знаках для товаров и услуг, принадлежащих данному лицу, виде его деятельности (если это не следует из зарегистрированного названия лица), времени работы, которая размещена на внутренней поверхности собственного или предоставленного в пользование лицу помещения, на внешней поверхности дома или сооружения не выше первого этажа или на этаже, где находится собственное или предоставленное в пользование лицу помещение, возле входа в такое помещение.

Затронули изменения и сферу социальной рекламы. Так, в данной рекламе, как и ранее, не допускаются ссылки на рекламодателя. Однако теперь исключением будут являться общественные организации рекламодатели, упоминание о которых в рекламе не будет являться нарушением законодательства.
При этом в соответствии с изменениями, внесенными в Декрет Кабинета Министров Украины от 20.05.93 г. № 56-93 «О местных налогах и сборах», во время оплаты услуг за установление и размещение социальной рекламы налог с рекламы уплачиваться не будет.

Ну и напоследок - о рекламе табачных изделий и алкогольных напитков.

Так, помимо запретов, которые действовали в данной сфере ранее, рекламодателям и распространителям данного вида рекламы следует учесть следующее.
Уже с 10.05.08 г. будет запрещена реклама табачных изделий и алкогольных напитков, а также реклама знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные изделия и алкогольные напитки (далее - табачные изделия и алкогольные напитки), во всех изданиях для детей и юношества, на страницах всех печатных изданий для детей и юношества.

На наш взгляд, такой запрет и так является само собой разумеющимся, однако во избежание недоразумений законодатели все же решили внести вышеупомянутое уточнение.
А с начала следующего года уже нельзя будет рекламировать табачные изделия и алкогольные напитки с использованием средств внешней рекламы.
Ну и последними вступят в силу изменения, запрещающие рекламировать табачные изделия и алкогольные напитки во всех средствах массовой информации (кроме специализированных изданий). Данное событие должно произойти 01.01.10 г.

Также дополнительные требования депутаты предъявили к тексту предупреждения о вреде табачных изделий и алкогольных напитков, которое в обязательном порядке должно содержаться в рекламе данных видов товара.
Так, предупреждая хитрость рекламодателей, размещающих предупреждение в виде, неудобном для его прочтения или делающем такое предупреждение вовсе незаметным, законодатели обязали размещать текст предупреждения во внешней рекламе и рекламе в печатных СМИ исключительно горизонтально, внизу рекламного изображения.

И еще одно неприятное нововведение для рекламистов, использующих все методы (в том числе и психологические) для достижения при помощи рекламы максимального эффекта - реклама алкогольных напитков, табачных изделий, пива и/или напитков, которые изготавливаются на его основе, знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются алкогольные напитки, табачные изделия, пиво и/или напитки, изготавливаемые на его основе, не должна содержать изображения популярных лиц, а также прямое или опосредованное одобрение популярными лицами курения или употребления алкоголя, пива и напитков, которые изготавливаются на его основе.

Как видим, Закон № 145 устранил некоторые «белые пятна» в Законе о рекламе. Кроме того, с его помощью в данный Закон были внесены дополнения, которые значительно облегчают деятельность некоторых субъектов хозяйствования. И только для лиц, заинтересованных в рекламе алкогольных напитков и табачных изделий, его принятие не стало приятной новостью, поскольку теперь он действительно ограничивает возможности для рекламы указанных товаров.
Инна ФИЛЯШИНА редактор
газеты “Адвокат Бухгалтера”

intep.com.ua